Сатсанг с Ом Бабой

(from Satsang on 23.11.2015, Rishikesh, India)

Брахмачарья

Хари Ом!
На ближайших Сатсангах мы сфокусируемся на основах йогических практик. Основу составляют яма и нияма. На каждом Сатсанге мы будем разбирать по одному аспекту и постараемся понять его максимально глубоко. Попытаемся понять, почему необходимо сделать их частью нашей повседневной жизни.

Пять ям: ненасилие, правдивость, не присвоение чужого, воздержание, простота. Мы уже говорили о первых трех. Сегодня мы поговорим – о четвертом – о Брахмачарьи или воздержании.

Это очень-очень важный и тонкий вопрос. Сейчас, в наше время так много практик, рассказывающих о Брахмачарье, о тантрических техниках, практиках йоги комбинированных с сексуальными практиками и тому подобное. Это что-то крайне современное и очень модное; то, чего не было 30 или 40 лет назад, что-то очень современное.

Однако, сексуальная энергия крайне древняя. Это самое первое, что дает начало творению. Это то, что дает начало, скажем, Махамайе, иллюзии, вселенской игре.

В начале, Шива был одинок. Когда я говорю Шива, я не подразумеваю конкретную форму с тризубцем и барабаном. Когда я говорю Шива, Я подразумеваю Высшее Я. Можете называть Шива. Можете Параматма. Можете Вишну. Можете Богом. Можете называть это так, как Вам нравится. Это не имеет имени. Но на время, пусть это будет Шива, потому что это прекрасное имя.

Итак, в начале, Шива был одинок – чистая осознанность, все включающая осознанность. Чистое Бытие, просто Бытие. Блаженство само по себе. Затем в Своем блаженной, игривой манере Шива проявил Шакти.

Сейчас, Шакти не что-то отличное от Шивы. Шакти – сама сила Шивы. Не двое, одно. Шива и Шакти — одно целое. Но Шива, в своей игре, решил на миг: «Забуду о единстве. Ради забавы, я сделаю вид, что Шакти – это что-то отличное от меня».

Итак, ради игры, Лорд Шива закрыл глаза. Он забыл Истину своего Бытия и принял Шакти, свою собственную силу, как некого напарника – что-то, что отличное от Него. И Он полюбил ее, потому что Она была так прекрасна. Она была высшим воплощением красоты. Самая чистая, самая совершенная красота. И Шива захотел воссоединиться с Ней. В игре, он захотел соединиться с тем, с чем уже был одним целым. Захотел воссоединяться ради забавы. Это было невинно и радостно. Это был первый образованный союз. Скажем, первый союз в иллюзии двух различий. Мужчины и
женщины, одного и другого. Самое первое воссоединение. И это случилось благодаря заблуждению. Господь Шива убедил себя в том, что Она что-то другое, чем Он. Это случилось из-за того, что «Я одно, а ты другое. Я мистер такой-то, а ты миссис такая-то».

Итак, из-за этого недоразумения – я одно, а ты другое – возникло желание воссоединения.
Лорд Шива наслаждался этим. Для Него это было приятно и радостно. Он думал: «Мне нужно одно или два условия сделать игру более интересной. Одно – мне нужно увековечить эту игру. Продлить ее. И второе, мне нужно расширить её».

Итак, потребность для воспроизведения и расширения появилась из изначального желания целостности. Вот почему даже сегодня когда кто-либо хочет соединиться с кем-то сексуально или в дружбе, первая причина – это заблуждение — я одно, а ты другое. Все начинается с этого заблуждения.

Но, хотя все союзы прекрасны, союз между мужем и женой во много раз могущественнее. Во много раз. Почему? Потому что внутри пары существует желание воспроизведения и желание расширения.

Как только осознанность идентифицирует себя с человеческим телом, она разделяет все горести и радости человеческого тела. Разделяет судьбу тела. Разделяет страхи тела. Ограничения тела. Появляется очень сильный страх: страх смерти.

Душа, которая бессмертна, совершенна, не запятнана, начинает бояться, что в один день все погрузится в темноту. «Однажды я умру и все закончится. Вселенская игра закончится.. однажды. Итак, мне нужно что-то сделать; как-то избежать смерти, обмануть смерть. Как-то мне нужно освободиться от этого страха. И что я должен делать? Я продлю себе жизнь. Я продолжу мое существования и космическую игру через моих детей». И это очень могущественная подсознательная программа, такая же как и желание человека избежать смерти. И люди чувствуют, что их продолжение будет в детях. И в каком-то смысле это правда. В каком-то смысле, потому что гены, ДНК продолжают воспроизводить себя через детей. Это правда. Единственное заблуждение это то, что вы не ДНК. Вы не гены. Поэтому вы не продолжите себя через детей. По правде Вам не нужно воспроизводить себя. Вы бессмертны.

Второе желание, подсознательное могущественное желание в союзе между мужем и женой в сексуальном союзе, это, как мы сказали ранее, расширение – желание власти. Это наше внутренняя программа – программа ДНК. Она существует внутри всех нас. Наша подсознательная программа толкает нас в продолжение космической игры.

Расширение. Сейчас, сегодня, я вот это тело, у которого есть несколько качеств, вот эти, и определенно «Я лучшее тело». Я заслуживаю быть больше, чем одно. Заслуживаю два, три, пять. Заслуживаю быть целым кланом, целой нацией. Итак, это подсознательная идея – расширения. Это дает драйв и потребность в сексуальном союзе.

Это два основных, подсознательных принципа: продолжения и расширения. И на более осознанном уровне они проявляются как сексуальное желание.

Изначально, если мы спросим себя для чего существует секс, он существует только по одной причине – для воспроизведения потомства, для зачатия детей. Этим поддерживается эти два принципа – продолжения и расширения.

Если посмотреть в корень природы сексуального вожделения, это желание изнутри наружу, превращение во что-то большее, экспансия. Это желание движения от Истинной Природы, которой мы все являемся, к бесконечному количеству вариантов иллюзии. Это желание с вектором «кнаружи».

Брахмачарья — противоположенное этому. Значение слова Брахмачарья: Брахма – это Высшее. Можем сказать Лорд Шива, Господь, Параматма, Брахма – высшая Истина.
Чарья означает идти. Брахмачарья означает идущий с Высшим, или идущий по направлению к Высшему. Идти от бесконечной иллюзии, у которой бесконечные формы, бесконечные цвета, звуки, запахи, мысли, эмоции. Бесконечные. Идти от этой бесконечности к Целому. Идти от желания союза к осознанию Единства.

Я повторю: идти от желания соединиться с другими к осознанию Единства – того, что ты уже есть.

Если ты знаешь, что ты одно целое с другим, тогда откуда это желание соединения? Для этого нет места. До тех пор пока нет ясного понимания, что я и ты одно, тогда желание союза может появиться. Или может возникнуть желание дистанции: «Ты мне не нравишься». Когда есть понимание, что ты одно целое, тогда нет ни желания соединения, ни желания отстранения, ни того, ни другого — ты един.

Это главный принцип в основе Брахмачарьи. Если говорить о практическом уровне «поиска Единства», то даже несмотря на очень искреннее и горящее желание найти Истину, нам нужно считаться с некоторыми инстинктивными программами. Мы должны договариваться с нашими инстинктами. Должны договариваться с подсознательным желанием, которое существует даже внутри Господа Шивы. Так что они существуют внутри все живых существ. Мы должны договариваться с желанием воспроизведения и расширения, с желанием зачатия детей, с желанием сексуального соединения. Если у нас есть искреннее желание осознать Единство, тогда у нас есть шанс сделать это. Если у нас нет этого искреннего желания, шанса тоже нет.

Сексуальная сила огромна. Она сжимает всех людей. Заставляет терять свое мнение, разум. Она затуманивает людской разум. Как проклятье. Ничего более.

Физиологически, это набор гормонов, которые действуют на мозг и сводят вас с ума. И это очень интересно. Потому что, например, мужчина, благодаря гормонам, будет очень привлечен женщиной. Он не привлечётся курицей, даже очень красивой курицей. С другой стороны, скажем, петуху очень понравится курица, но не красивая девушка. К ней не возникнет не малейшего интереса.
На человека будет давить это. Если ты не удовлетворишь это, тебе будет больно, будешь страдать до тех пор, пока не удовлетворишь это. И на петуха это будет давить и на быка. И каждый вид – птицы, рыбы, львы – львы готовы убить друг друга за это. Обезьяны – посмотрите вокруг — они убьют друг друга за это.

Так возникает вопрос: хочешь ли ты быть свободным от этого сумасшествия? Хочешь ли ты быть свободным от этого «давления»? Быть свободным от этого железного правила внутри тебя, которое контролирует тебя, причиняя тебе столько страдания? Есть только один способ к свободе, и это Брахмачарья.
Сейчас Брахмачарья что-то более широкое, чем мы думаем об этом. Это более широкий принцип. Это не «оставаться в комнате, подавляя свои желания». Это не так. Брахмачарья – это наука. Это очень обширная… наука.
Веды и йогические трактаты красиво описывают эту науку и дают особые техники, которые помогают нам на этом пути – пути трансформации сексуальной энергии. Если мы не трансформируем эту энергию, у нас будут большие проблемы. Мы столкнемся со всем внутренним негативом — агрессией, психологическими проблемами. Если же мы выразим это, мы будем свободны.. на несколько минут, может быть несколько дней. Затем это придет снова.

Итак, йога учит нас, что не работает не подавление, не выражение. Есть более высокий уровень. Это слишком ценная энергия чтобы тратить, слишком ценная. Она очень важна. Это как золото. Как самый прекрасный драгоценный камень внутри тебя; используй его, используй его эффективно. Это похоже на ядерное оружие.

Брахмачарья есть двух видов: путь монаха, путь саньяси. Это означает полное воздержание. Это понятно, и мы поговорим больше об этом.

Второй – Брахмачарья домохозяина, и этот вид не подразумевает полного воздержания, подразумевает небольшой контроль. Иногда это означает да, иногда означает нет. У монахов, это означает нет. В случае домохозяина иногда это ок, а иногда мы ограничиваем себя.

Во времена Сатья-юги, в золотой век, каждый был брахмачарья. Как зачинали детей? Я объясню. К сексуальной энергии было большое уважение, и к замужеству тоже.
Сначала поговорим о брахмачарии домохозяине. В хорошие старые времена каждый был брахмачарья лет до 20. Это очень важно, потому что это энергия необходима для физического и ментального роста.
Первые года жизни люди посвящали свою жизнь исключительно обучению и службе Мастеру. Без отвлечения. Таким образом, тело и иммунная система будут гораздо здоровее, потому что это время – первые двадцать лет, когда основные функции тела созревают. Мы храним эту жизненную энергию, храним эту ядерную силу внутри, чтобы получить сильную иммунную систему и ясный ум для обучения.

После этого периода, молодые юноши и девушки могли выбирать будут они монахами или домохозяинами. Большинство из них, конечно, хотели быть домохозяинами. Если в случае домохозяина я могу заменить термин Брахмачарья одним предложением, оно будет: создайте семью и будьте со своим супругом. Это все. Не дурите. Выходите замуж и будьте верны своему мужу, жене. Не смотрите на семью как на развлечение. Семья – это способ личностного роста и развития. Всегда внутри союза, много сложностей. Все отношения и семейные в том числе полны вызовов и возможностей для нашего роста.

Первый принцип брахмачарьи домохозяина – создать семью – если можете с благословления старших – это очень поможет. В традиционном обществе давалось благословление отца, матери, либо гуру, или старшего брата. Благославление старших поможет, если Вы можете его получить. Выбрав партнера, оставайтесь с ним.

Ещё несколько практик йоги о домохозяине брамачарья — это воздержание в определенные дни месяца. Какие это дни? Полнолуние, новолуние, дни женской менструации. Пять дней. Пять дней вы должны быть в полном воздержании. И один принцип, который очень полезный, если Вы можете его соблюдать. Не имейте сексуального контакта в дневное время.

Если вы следуете всем этим принципам, вы будете брахмачарья, пока женаты, пока способны иметь детей, пока можете наслаждаться с вашим партнером – иногда разрешая себе, иногда ограничивая себя. Это называется брахмачарья домохозяина.

И трактаты говорят нам, святые говорят, что такой брахмачарья почти также хорош, как полный брахмачарья. Он получит почти такой же плод, духовный рост. Он не будет терять свою духовную энергию. Конечно, его внимание будет отвлекаться многими вещами, которые не всегда желательны, но его моральная энергия, духовная энергия будет сохраняться.

Теперь о брахмачарьи монаха.
Вы хорошо знаете, что во всех традициях и религиях есть монахи – в христианстве, мусульманстве, индуизме. Общее правило, монахи не женаты. Они в целибате, в брахмачарье. Однако, здесь разные подходы – фундаментальные различия между ними. Например, в христианстве, если у человека есть мысли о сексе, Вам скажут: «Помни, это дьявол! Просто молись! Оставайся в своей комнате и молись», вот и все. Более или менее, такое учение. Это может сработать. Есть случаи, когда это работает. Но во многих люди страдают… без необходимости. Они страдают очень сильно. И это не то, что нужно – это самоистязание не йога. Йога говорит, «Послушайте, это целая наука. Ты собираешься практиковать целибат. Трансформировать свою энергию. Это будет благом для тебя: для здоровья, для чистоты твоего ума, для твоей духовности. Ты почувствуешь огромную разницу в своей медитации».

Следуйте этим шагам. Первый шаг: еда. Будьте очень осторожны со своей едой. Будьте вегетарианцем. Это абсолютное условие – быть вегетарианцем. Второе, не ешьте лук и чеснок. Они притупляют ум. Может быть у лука и чеснока приятный вкус, может быть они очищают твою кровь, но есть много других вещей, которые очищают кровь.
Много растений с прекрасным вкусом. Используйте асафетиду. Вам не нужен лук или чеснок. Они одурманивают ум. Во-вторых, они сильные афродизиаки. Если они вам нужны, тогда возьмите лук и чеснок. Если вам не нужен афродизиак, если хотите трансформировать энергию, уберите их. Это очень Вам поможет.

Старайтесь насколько это возможно готовить еду сами, или берите в чистом месте. Другими словами, не ешьте каждый день в ресторанах. Старайтесь готовить свою собственную еду или ешьте еду, приготовленную хорошим человеком.
Все мысли человека, который готовит, поступают в еду. Если это сердитый человек, у Вас будут такие же мысли. Если это человек с чистым умом, возможно у вас не будет злых мыслей. Даже если такие мысли у Вас есть, то еда приготовленная человеком с чистым умом сделает Ваш ум чище.

Избегайте острой еды. Не слишком много чили. Это создает ненужный раджас внутри, ненужный огонь. Избегайте этого, в этом нет необходимости.
Если Вы хотите хорошего вкуса, вы можете его получить. Но если Вы хотите вкусить нектар брахмачарьи, вам придется пойти на некоторые жертвы. Если вы хотите преуспеть в этом, трансформировать эту энергию, быть свободным от «давления», тогда не ешьте чили, лук и чеснок. Другими словами, еда очень важна.

Второе, в йоге мы изучаем многие асаны – специальные позы, которые помогают брахмачарьям. Сексуальное желание опускает жизненную энергию вниз, особенно к первой и второй чакрам. И так происходит, можно сказать, из-за гравитации. Она идет
вниз. Поэтому перевернутые позы очень помогают воздержанию. Поза на голове, поза на плечах, некоторые другие, как чакрасана. Все перевернутые позы разворачивают энергию и помогают воздержанию.

Определенные виды пранаям тоже помогают. Они убирают препятствия с пути, по которому энергия двигается вверх.

Третье, и самое важное – духовная практика! Человек, который не практикует, который не стремиться к своей Истинной Природе, не посвящает себя духовной практике, не сможет трансформировать сексуальную энергию. У него будет только одна возможность – выразить ее. На какое-то время он почувствует облегчение, и затем это придет снова. И он снова выразит ее и почувствует облегчение на два или три дня и затем это придет снова. Это не решение.

Духовная практика, джапа, медитация, киртан, изучение Священных Писаний, аскетизм, благотворительность, бескорыстное служение – особенно бескорыстное служение.

В монастырях йогов, где живет много саньяси, самый важный принцип – быть все время занятым в течении дня. Ни одной секунды без дела. Постоянно быть занятым чем-то полезным. Безделье – источник всего зла. Если ты без дела, если ты ленишься, ум будет контролировать тебя. Постоянно быть занятым чем-то полезным – чем-то хорошим для себя и других. Поэтому, если Вы посетите монастырь йогов, вы увидите, что все молодые люди постоянно работают, все время заняты.
Они встают в три утра, начинают свою практику в течении трех-четырех часов, йогу и медитацию, неустанную карма–йогу, уборку, готовку, заботу о коровах, все. Постоянно быть чем-то занятым.

Таким образом, вы используете Вашу энергию, используете Ваш раджас – Вашу раджасическую энергию. Вы понимаете, что такое раджасичная энергия? Активная энергия. Чтобы раджас не становился сексуальной энергией – вы ее используете.

По правде, глазами реализованного человека, ни один из этих двух путей не лучше. Выбор пути определяется вашей судьбой или вашей природой. Каким путем Вам следовать – путем монаха или хорошего домохозяина–брахмачарьи.
Фактически, брахмачарья не говорит, что секс это плохая вещь. Нет, это не так. Говорится, что это священно – цените священность союза. Почитайте его, уважайте его. Не дурачьтесь с этим. Если вы будете дурачиться с этим, это сожгет вас, это опустит вас. Вы не сможете победить это. Уважайте это. Пользуйтесь с уважением, с любовью, преданностью. Это не игрушка.

Или, если Вы чувствуете, что это не Ваше, тогда воздержитесь от этого, станьте саньяси и трансформируйте энергию. Для некоторых, один путь более простой, более естественный. Для других другой. Который более естественен для Вас, тот и лучший для Вас.

Многие учения в Ведах говорят, что многие люди чтобы достичь полной свободы от своего сексуального желания, необходимо пройти стадию домохозяина. Для многих людей это так. Им нужна очень хорошая, моральная семейная жизнь. Семейная жизнь преданности, жертвы, чистоты, правды, и после этого они свободны – они могут стать саньяси.

В Индии очень популярна одна история. На западе мало людей слышали о ней. Один из самых известных святых Индии, Шри Шанкарачарья, один из Великих космических
учителей. Возможно, вся глубочайшая мудрость Индии, которая есть у нас сегодня во многом благодаря Шри Шанкарачарье и его учению. Он отец Адвайта Веданты

Шри Шанкарачарья родился во времена великой религиозной неразберихи. Было множество разных сект и лжеучений. Основных сект в Индии в то время насчитывалось 72. Большинство из них вышли из Истинного Пути и превратились в странные учения. Среди этих сект, был один истинный учитель, его имя было Мадан Мишра. Он был величайшим учителем Индии своего времени. Он был домохозяинов и у него было сотни тысяч последователей. Он был очень известный, очень интеллигентный. Он был замечательным человеком и домохозяином.

Однако, у него была одна слабость: он ненавидел саньяси. По какой-то причине он их презирал. Сам он был женат на самой добродетельной женщине, говорят, она была воплощением Сарасвати. Он презирал монахов и саньяси, и путь монаха. Он говорил: «Нет, это не истинный ведический путь. Правильно сначала стать домохозяином, исполнить свои обязанности перед своими предками, перед миром. Сначала исполнить свои обязанности, а затем стать саньяси».

Итак, Шри Шанкарачарья, шестнадцати лет, получил от Мастера миссию идти и распространять настоящее учение. Так же как Христос, он был избранным. Он и был истинным Христом.

Ему было 16 лет. В 16 лет он написал некоторые самые глубокие писания, которые мы по-прежнему используем. Итак, молодой саньяси, 16 лет, не имея ничего, возможно, сопровождаемый двумя-тремя молодыми ребятами его возраста.

Шри Шаркарачарья думал, «С чего мне начать? Так много невежества. Как мне привнести учение Истины миру?» Он решил, «я пойду к Мадану Мишре. Он крайне известен. Он лучший. И я вызову его на дебат. Вызову его на публичный дебат».

Это очень известная история в Индии.
«Я пойду к Мадану Мишре, великому учителю в Индии, который презирает саньяси», а он был саньяси, «и я вызову его на публичный дебат и посмотрим, что будет». Итак, он пытался увидеть Мадана Мишру, но тот был окружен тысячами людей и охранников. Мадан Мишра не хотел видеть молодого саньяси – но тот настаивал и настаивал. В конце концов, он дал согласие на встречу.

Итак, Мадан Мишра сказал ему: «Ты дурак. У тебя нет семьи. Ты стал монахом так рано. Ты не понимаешь учения Священных Писаний». Шри Шанкарачарья сказал ему, «Нет, это ТЫ не понимаешь и я могу доказать это перед всеми твоими учениками. Я вызываю тебя на дебат перед твоими последователями».

Мадан Мишра был очень занятым человеком и у него не было времени на ерунду. Тогда он сказал: «Хорошо, почему нет. Но если я выиграю, тебе придется женится на женщине, которую я тебе выберу. Я выберу тебе жену и ты женишься на ней». Шри Шанкарачарья сказал: «Я женюсь. Но если я выиграю, ты оставишь свою жену, свой дом и примешь санньясу».

Итак, дебаты начались – вероятно, самый большой и увлекательный спор в индийской истории. Величайший спор Индии. Оба были образованными людьми, превосходно знали
Веды. Оба были вдохновлены. У обоих было чистое сердце. Они были истинно духовными людьми.

Прошел первый день – победителя не было.. второй день.. третий день. Целые дни, и, возможно, ночи. Так прошло шестнадцать дней. Победителя не было.

После 16 дней, после длинных 16 дней в божественном присутствии Шри Шанкарачарьи, Мадан Мишра в конце концов поклонился и припал к его стопам. Он сказал: «Ты выиграл. Ты убедил меня. Отныне, я буду твоим последователем». И Мадан Мишра бросил все, что он имел. Он оставил свою жену, семью, сотни тысяч последователей. Он бросил все, получил оранжевую одежду и последовал за Шри Шанкарачарьей.

Мы не знаем на самом деле всю историю спора, но один из главных аргументов Шри Шанкарачарьи, который мы знаем это, если человек живет жизнью домохозяина (в начала это был брахмачарья, и в 25 лет создавалась семья) тогда он будет свободным в возрасте 50 или 60 лет. Он будет готов стать санньяси, но будет слишком поздно, потому что, чтобы заниматься духовной практикой, нужны силы и время. У мужчины в 60 лет не может быть много силы. И возможно, времени.

Итак, Шри Шанкарачарья сказал: «Как только можешь, оставь все. Осознай Истину Бытия и затем ты свободен делать то, что тебе нравится. Как только можешь, пока у тебя есть силы, пока у тебя есть время. Не трать его. Человеческая жизнь – это такой дар, и быть благославленным духовным окружением. Быть благославленным учителем. Быть благославленным вдохновением. Это такой дар. Цени его. Почитай его. Используй его полностью. Это золотая возможность осознать кто ты. Осознай и затем ты свободен делать то, что тебе нравится».

Итак, оба пути ведут к совершенству. Оба пути могут быть брахмачарья в широком смысле.

Еще раз, если у вас есть сильное стремление к Истине, не тратьте вашу энергию, на отвлечения. Сконцентрируйтесь. Если у вас есть страстное стремление к Истине, сконцентрируйтесь. Получите Истину. Это доступно вам. Возьмите. Тогда вы станете свободны, можете делать то, что хотите. До этого, вы не свободны. До этого вы будете зажаты идеей, что «я одно, а ты другое». Это источник всех страданий.

Брахмачарья означает идти с Богом. Идти с Истиной. Идти к Истине. И это свобода.

Для некоторых людей эта свобода может прийти сегодня, когда они решили полностью сконцентрироваться и полностью посвятить себя. Другие говорят: «Я не могу этого сделать. Это не моя судьба. Я ходил к астрологу и он сказал мне что у меня будет три брака». Если это так, тогда создайте одну семью и посвятите себя ей. Посвятите себя полностью. Вы будете свободны от давления сексуальной энергии. Вот два пути.

Один путь или другой, преимущества Брахмачарьи поразительны. Брахмачарья выведет вас на совершенно другой уровень восприятия. Совершенно другой уровень осознанности, только благодаря практике Брахмачарьи. Вы увидите все новым взглядом, к Вам придете другое понимание вещей.

Вопрос: Вы сказали, если мы понимаем, что мы все одно целое, тогда нет места для желания объединения. То есть, определенно, мы такие же как и Брахма, но энергетически и психологически – есть разница. Это другая философия Веданы, Ачинта Бхеда Абеда – непостижимое единство разного и единого. Может это быть объяснением как у Господа Кришны было 16.000 гопий?

Да, да, это в точности то, что я сказал вначале про Господа Шиву. Это Лила (Космическая Игра). Это философия, о которой вы говорите, она была изложена Чайтаньей Махапрабу, так? Чайтанья Махапрабу был женат. Затем он принял санньясу. Затем он стал говорить о непостижимой целостности внутри дуальности – невообразимой комбинации единства и двойственности.

Видете, правда в том, что основная философия Шри Шанкарачарьи и Чайтаньи Махапрабу одна и таже. Суть одна. Если вы можете ее правильно понять.

Шри Кришна, играющий со своими гопи, или Господь Шива, притворяющийся отдельным от его Шакти, это одно и тоже. Шри Кришна знает, что он внутри всех гопий. Он играет в это, он знает. Это очаровательная игра. Нет ничего плохого в игре – игра прекрасна. Наша проблема – забывчивость. Что мы пытаемся сделать как духовные существа – вспомнить о Господе Шиве, которым мы и являемся, а не разрушить игру. Игра прекрасна, только мы забыли, кто мы и игра стала нашей единственной реальностью. Махамайя — это все что мы можем видеть. И мы забыли, «Кто же смотрит Махамайю»?

Вопрос: «Лорд Кришна забыл себя?»

Я не думаю, что он забыл себя.

Вопрос: Должны ли мы обладать Сознанием Кришны до того, как сможем по-настоящему наслаждаться игрой?

Я бы сказал да, потому что если мы не придем к сознанию Кришны, то каждая радость, которая придет к нам в невежестве будет сопровождаться страданием.

Это проблема. Это будет либо предшествовать болью или боль последует после. Любое удовольствие. Это то, о чем мы говорили вчера на Сатсанге — Вселенная как супермаркет: вы можете купить все, что хотите, но Вам придется заплатить. Чем более чарующий продукт, тем выше цена.

Итак, это все прекрасно, мы не пытаемся остановить эту игру. Но вы всегда должны помнить, кто прогуливается по супермаркету. Помните, кто покупатель. Тогда этот опыт будет совершенно другим. Потому что, если вы помните, кто вы и даже если вы не купите ничего, вам, тем не менее, будет хорошо. Вы можете зайти в магазин и посмотреть вокруг. Другими словами, если вы вошли и забыли кто вы, если прекрасные продукты поглотили вас, вы сойдете с ума, если у вас их не будет. Вы понимаете?

Помня о том, кто мы, мы получаем силу и свободу.
И Брахмачарья один из самых прекрасных инструментов в поиске Себя.

Ом Шанти Шанти Шанти!