Высшее Я подобно чистому пространству

(отрывок из Сатсанга 13.12.2014, Ришикеш, Индия)

Комментарии к трактату Шри Шанкарачарьи «Вивека Чудамани»

Гуру говорит Своему ученику:

124. «Сейчас я расскажу тебе об истинной природе Высшего Я, осознав которую человек выходит из состояния закрепощения и достигает Освобождения».

125. «Существует некий Абсолют, который является вечным грунтом для эгоистического сознания, который является свидетелем трех состояний, и который отличен от пяти тел или оболочек:»

126. «Тот (Абсолют), который знает обо всем, что происходит в состоянии бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна; который осознает наличие или отсутствие ума и его функций; и который является задним фоном, на котором возникает эгоистичная мысль. — Это Он».

Нам, каждому из нас, присуще ощущение «Я есть», «Я есть что-то», но на очень поверхностном уровне.

Мы говорим: «Я есть это тело», «Я — Ом Баба», «Я из Греции»… это поверхностный уровень. Но само это ощущение «Я есть» намного глубже, и, как здесь говорится, это подобно заднему фону для «эгоистической мысли».

Это наше убеждение – «Я есть», Истинное «Я есть»- служит задним фонон, Оно стоит на заднем плане, Оно служит основой, грунтом для всего остального…

127. «Тот (Абсолют), который Сам видит все, но которого никто не замечает, который озаряет интеллект и прочие вещи, но они, в свою очередь, не могут пролить свет на его. — Это Он».

Сам он является всем, Он знает обо всем, но никто не может Его увидеть как объект.

Он проливает свет на Интеллект, на ум, на наши ощущения, на внешний мир, Он бросает Свет на все, но ничто не дает Свет Ему, ему не нужен никакой Свет извне.

Говорят, что подобно тому, как у Луны нет собственного света, в действительности, это отражение света Солнца, у Солнца также нет собственного света, его свет — это отражение Света Атмана. Потому что это Солнце насколько Чисто — Солнце является самым Чистым из всего, что есть, — Оно настолько Чисто, что отражает Свет Атмана.

128. «Тот (Абсолют), который наполняет собой эту Вселенную, но который ничем не наполнен, который светит, и вся эта Вселенная светит, как его отражение. — Это Он».

Когда Он светит, — а Он светит все время — благодаря Его свету вся эта Вселенная светит, как отражение Его. — Это Он.

129. «Тот (Абсолют), благодаря присутствию которого, тело, органы тела, ум и интеллект функционируют каждый в своем поле деятельности, подобно слугам!»

Это один из аргументов Веданты, свидетельствующих о наличии Атмана.

Здесь говорится: «Посмотрите, вся Вселенная движется совершенным образом.
Все планеты движутся по предусмотренной им орбите, все наши органы работают так, как должны».

Это не то, чтобы иногда Сердце устраивало революцию и говорило: «Нет! Я не буду больше стучать! Хватит уже бум-бум-бум! Я хочу молчать, как почки.
Почему почки молчат? Я тоже так хочу!» Нет, так не происходит. Или, скажем, ухо устраивало бы забастовку и говорило: «Я ничего не вижу. Я тоже хочу видеть прекрасные цвета, прекрасные цветы. Я тоже хочу видеть. Я хочу быть, как глаза!».

Нет, каждый работает в своей сфере деятельности. Как будто есть нечто, ведущее за всем надзор. Существует нечто, наблюдающее за всем, устанавливающее ограничения и распределяющее обязанности: «Ты должен делать это», «Ты должен делать это», и т.д.
И все подчиняется: «Да!»

Мы никогда об этом не задумываемся, но все настолько превосходно на своем собственном месте.

Должно быть, существует некий режиссер, который распределил все роли.
И Ему не требуется говорить ни слова — одного Его Присутствия достаточно, чтобы каждый занимался своим делом, как слуги.
130. «Тот (Абсолют), посредством которого познание всего, от эго до тела, познание объектов восприятия, удовольствий и т.д. происходит так же осязаемо, как кувшин в руках — Он (Абсолют) является сутью Вечного Знания!»

131. «Это наше самое сокровенное Высшее Я, первичное Бытие (Пуруша), чьей суть является постоянное Осознавание бесконечного Блаженства; Оно всегда неизменно, хотя и отражается через различные видоизменения ума, под командованием которого органы и Праны выполняют свои функции».

Его сутью является постоянное Осознавание вечного Блаженства, которое всегда неизменно.

133. «Зная о видоизменениях ума и эго, о действиях тела, органах и Пран, Оно (Высшее Я или Абсолют) явно принимает их форму, как огонь в болванке железа, при этом, Оно не действует само, и Оно даже не подвергается каким-либо изменениям».

Оно (Высшее Я) знает обо всех происходящих модификациях и изменениях, но Само оно никогда не меняется, Оно никогда не видоизменяется, и Оно никогда не является деятелем. Оно — это просто Чистая Жизнь.

Сама Жизнь, не имеющая формы, не имеющая ограничений, но поддерживающая все формы. Сама Жизнь, которая бросает свет на все и которая знает все. Но Саму Ее невозможно познать как объект. Она — это не объект, Она — это субъект.

134. «Будучи вечным, Оно (Высшее Я или Абсолют) ни рождается, ни умирает, Оно ни растет, ни подвергается распаду, ни претерпевает каких-либо изменений. Оно не прекращает существования, даже когда разрушается тело, как небо в кувшине (после того, как его разобьют), поскольку Оно не зависит от каких-либо условий».

Когда у нас есть кувшин, внутри него есть пустое пространство, и если мы разбиваем кувшин, это никак не влияет на пространство внутри него, оно просто сливается с пространством комнаты. Вы понимаете смысл этого примера?

У нас дома может находиться много кувшинов, много стаканов, кастрюль, вазочек, много разных контейнеров, и все из них разного размера, по-разному выглядят, возможно, сделаны из разного материала, но пространство внутри каждого из них одинаково — эфир. Пространство внутри каждого из них и пространство внутри комнаты — это одно и то же.

Предположим, один кувшин сделан из золота, и он очень красивый, а другой кувшин сделан из глины, он деформирован и немного треснул; пространство внутри обоих одно и то же.

То, что делает кувшин полезным, — это именно пространство внутри него. Если бы внутри кувшина не было пространства, не было бы смысла в его существовании.

Итак, суть внутри золотого кувшина, возможно, усыпанного бриллиантами и драгоценными камнями, и суть внутри глиняного кувшина, старого и не такого уж изящного, — это одна и та же суть.

Подобным образом, Суть, сокрытая под всеми формами, одна и та же.

И когда форма разбивается, Суть остается нетронутой.

Часто Высшее Я, Атмана, описывают как Пространство, как Пустое Пространство, потому что у Него нет формы, у Него нет каких-либо качеств, свойств.

У Пустого Пространства нет каких-либо качеств, мы не можем приписать Ему какое-либо свойство.

А также потому что Оно — самое важное из всех элементов.
Именно благодаря Пространству могут существовать все остальные элементы.
Если нет Пространства, не построить стену — нам требуется некое Пространство для этого.
Вода не может течь, если нет Пространства.
Ветер не может дуть, если нет Пространства.
Всему требуется Пространство для проявления, для того, чтобы начать свое Существование.

Высшее Я подобно чистейшему Пространству.
Оно Чисто.
И Оно является Матерью и Отцом для всего.
Мы не можем увидеть Его своими глаза, но это не означает, что Его не существует.
Оно является жизненно необходимым для существования всего; без Пространства ничто не может существовать, ничто не может появиться.

Итак, без Пространства Высшего Я, без Пространства Бытия ничто не может быть проявленным.
И даже если то, что проявлено, каким-то образом даст трещину и сломается, Пространство Высшего Я никуда не исчезнет, Оно останется нетронутым.
Если вся Вселенная каким-то образом погибнет, разрушится, разобьется на части, Пространство Высшего Я никуда не исчезнет, Оно останется нетронутым.

Итак, если даже целая Вселенная, все, что существует на материальном плане, ни сколько не влияет на Высшее я, так как могут затронуть Высшее Я мелкие повседневные неурядицы?
Это Высшее Я, это Пространство, неприкосновенно. Оно неуязвимо.
И Осознание этой неуязвимости — это великая Свобода.

А затем, даже есть будет возникать сильнейший гнев, или огромное раздражение, или прочие вещи, кажущиеся нам такими важными, мы сможем просто вспоминать:

«То, чем я являюсь, абсолютно неуязвимо.

Его не затрагивает все это.

Я — это Чистое Пространство, в котором все это появляется.

На то, чем я являюсь, не влияют
появляющиеся вещи,

смена вещей,

исчезновение вещей.

Я — это Чистое, Бесконечное, Безграничное Пространство, внутри которого все,
все вещи появляются.

На меня нисколько не влияет даже исчезновение целой Вселенной,

так что уж говорить о всяких мелочах?

Даже когда эго сгорает, кричит, стонет, ругается,

Меня это совершенно не затрагивает. Пусть эго делает то, что хочет.

Я есть то Чистое Пространство, внутри которого даже эго появляется.

Я есть то Чистое Пространство, внутри которого все появляется.

Ом Шанти Шанти Шанти!